Регион Нор — Па-де-Кале - большой, но не слишком туристический регион. Мы хорошо его знаем, потому что он лежит на пути в Англию и мы попадаем сюда каждый раз, когда едем куда-то в европы.
Из всех крупных городов здесь более-менее сохранились Лилль, Бетюн и Сент-Омер. Поэтому из Лилля в Кале, к парому в Британию, мы однажды решили поехать не обычной дорогой, а сделать небольшой круг и проехать через Бетюн, Сент-Омер и Кале. Привлекал нас «монастырь кармелиток в Бетюне», упомянутый Дюма, из Кале мы отплывали, а в Сент-Омер забрели просто по дороге. И не пожалели.
Бетюн и Сент-Омер находятся на дороге между Лиллем и Кале.
Бетюн
Бетюн - совсем маленький городок в департаменте Па-де-Кале в 30 километрах от Лилля. Город это очень старый, никто не знает, сколько ему на самом деле лет.
Главная гордость города — средневековая рыночная площадь и колокольня 14-го века постройки, внесенная (вместе с еще 55-ю колокольнями как «колокольни в Бельгии и Франции») в список всемирного достояния ЮНЕСКО. В день нашего приезда вся площадь была закрыта на реставрацию, поэтому фотографий из Бетюна мало. Насколько я знаю, сейчас реставрация уже закончилась.
А вот "монастыря кармелиток в Бетюне", в котором в «Трех мушкетерах» Миледи отравила Констанцию Бонасье - нет и толком никогда не было. Была маленькая обитель, приписанная к собору, где жили несколько женщин-монахинь, занимавшихся помощью бедным. И все. На развалинах обители позже была построена тюрьма, существующая и доныне, она огорожена и подойти ее посмотреть нельзя.
В Бетюн проще всего добраться на машине, но можно и на поезде из Парижа, Лилля или Кале. Городок крошечный, много времени на осмотр не потребуется. Тут очень красивая старая площадь в центре, пекут замечательные блины и очень мало туристов.
Хороших фото из Бетюна у меня не получилось - все было перегорожено на реставрацию.
Сент-Омер
В Сент-Омер мы свернули случайно, увидев приметную башню. Оказалось, что городок называется Сент-Омер, он очень древний и в нем имеется знаменитый собор, основанный еще при римлянах, в котором масса всего — часы, витражи, статуи, картины..решили задержаться. Кстати, здесь тоже бывал Д'Артаньян — по дороге в Кале, за подвесками королевы.
Собор оказался очень красивый и старый — уцелели даже части римской постройки: фундамент, полы и несколько колонн. Сам город очень маленький, но приятный — тихий, уютный и с несколькими хорошими ресторанами, хорошо подходит для коротких остановок в пути, например — на обед. Добраться можно на машине или поездом, из Парижа — по следам Д'Артаньяна, из Лилля или из Кале.
Кале
В Кале мы приехали уже под вечер, быстро обнаружили, что смотреть в нем совсем нечего и быстро его покинули. Кале когда-то был красивым городом, но во время войны был полностью уничтожен. Старых зданий практически нет, в целом смотреть в городе нечего и ехать туда имеет смысл, только если вы едете на переправу в Британию и он вам по пути. Но и в этом случае интереснее будет, пожалуй, прогуляться вдоль берега моря, чем осматривать город.
Переправа через Ла-Манш в Британию
Паромный порт и Евротоннель для переправы в Британию расположены не в городской черте Кале, а чуть раньше — порт с одной стороны, тоннель с другой. Билеты можно купить прямо перед отправлением, но лучше покупать их заранее в Интернете - будет существенно дешевле.
Переправа на пароме (вместе с паспортным контролем-таможней-регистрацией на рейс-ожиданием-погрузкой-выгрузкой) занимает обычно 3-4 часа, на поезде через Евротоннель получается побыстрее, примерно 2 -3 часа. На официальных сайтах указано меньшее время, но на практике обычно получается так.
Активный отдых
Сюда много и охотно ездят любители активного отдыха. Много хайкеров, желающих посмотреть уникальные соленые болота, полные всякой живности, или погулять по пешеходным маршрутам вдоль берега океана. Самый известный маршрут идет через Côte d'Opale — Опаловый Берег. Другой известный вариант — пешеходный маршрут по берегу от Кале в сторону Нормандии: посмотреть меловые скалы. Помню свое потрясение, когда оказалось, что если на Британию смотреть с воды - с Ла-Манша - то она действительно белая, то есть Альбион. Из Кале в ясный день, кстати, виден английский берег.
Карту пешеходных маршрутов можно взять в любом туристическом центре.
Также тут очень много возможностей для занятий водными видами спорта: много открытой береговой линии, постоянный сильный ветер и не слишком высокие цены. Есть все — акваланги, яхты, виндсерфинг и так далее. Много школ по обучению водному спорту. Основная масса их сконцентрирована между Дюнкерком и Кале.
Здесь много пляжей (тоже между Кале и Дюнкерком), но для пляжного отдыха они плохо подходят - вода холодная даже в разгар лета.
О регионе в целом
В целом мы хорошо и приятно покатались, это тихий, зеленый, спокойный регион, и если вы не торопитесь или хотите выделить день на более спокойный отдых - то здесь вполне можно погулять. Дороги хорошие, местность ровная, как стол - холмы появляются только ближе к Нормандии.
Большая часть посетителей здесь не задерживается, едет дальше — в Британию, в Бельгию, в Голландию. И это неудивительно, потому что тут много и активно воевали, в том числе - в течение двух последних Мировых войн, поэтому городов с хорошо сохранившейся старинной застройкой тут мало, особенно у берега.
Это промышленный и сельскохозяйственный регион, в котором много военных памятников, но - по сравнению с другими частями Франции - довольно мало исторических достопримечательностей. Хотя любителям военной истории он понравится почти наверняка. А еще здесь достаточно низкие (по сравнению с соседними областями) цены. Также он хорошо подходит для организации дня отдыха в поездке или ночевки перед переправой в Британию.
Тут есть еще несколько городов покрупнее: Валансьен, Дуэ, Аррас и Дюнкерк. Все они были сильно разрушены во время Мировых войн, особенно Дюнкерк. Историческая архитектура была частично восстановлена, но реконструкция — не совсем то же самое, что оригинал, поэтому туда мы пока еще не добрались. Хотя не исключено, что все еще впереди.
Комментарии