Если вы надумали ехать в Сараево из Черногории, то советую сделать это через Никшич, и дальше, на северо-запад, через Плевлю и Горажде. Из Бара (приморская Черногория) путь составил ровно 280 километров, а вот время в пути – от 5 до 6 часов. Дорога достаточно сложная, особенно перед границей и после нее, но это с лихвой оправдывается поистине невероятными красотами – путь проходит через каньон реки Пива и нескольких отличных обзорных площадок, где вы сможете безопасно остановиться и спокойно поснимать красоты.
Есть, правда, и один серьезный недостаток – именно здесь не редкость обвал камней с гор – начиная от маленьких и заканчивая внушительными валунами. От них не помогают даже металлические сетки на горах и вы рискуете повредить машину. Совет здесь может быть один: езжайте медленнее, к тому же зимой в горах уже температура около 0 градусов, бывает снег и гололед.
Пограничники-боснийцы весьма милы, и даже спросили как по-русски будет «спасибо», чтобы говорить другим туристам. Но все положительное впечатление мгновенно портится, как только вы отъедете 20 метров от КПП – дороги там, можно сказать, просто нет. Так будет примерно 15 километров и вам жутко не повезет, если вы поедете там после дождя, зато потом вы выезжаете сначала в небольшой поселок, а дальше – на заснеженную горную дорогу, где весь остальной путь проедете практически в гордом одиночестве. Я несколько раз думал, что свернул куда-то не туда и еду в заброшенный городок, а не в столицу – мне не верилось, что на дороге может за час встретиться всего несколько авто.
Первое впечатление от Сараево неоднозначное – ощущение, что попал в 90 годы в провинциальный российский городок, а кто был в Екатеринбурге, незамедлительно узнает очертания района Вторчермет: советские сооружения немыслимых форм, разбавленные робкими попытками построить на югославской основе что-то современное из стекла и бетона. Тем не менее, город весьма приветлив, не отталкивает и имеет даже несколько действительно высоких небоскребов помимо несуразно высоких жилых «свечек», которые в России привыкли видеть 16-этажными. А вот что действительно напрягает – это густой смог. Местная боснийка рассказала нам, что город находится в низине и такая проблема там довольно частое явление. Сильного дискомфорта это не вызывает, но фотографировать мешает сильно.
Второе впечатление у вас появится, как только вы попадете в старый город – милые невысокие дома, расписанные барельефами, с отбившейся штукатуркой – словно вы попали в Питер или совсем неухоженную Прагу. Боснийцы весьма неплохо стерли все видимые признаки недавней войны, хотя пару разрушенных зданий мы увидели. Сложно сказать, вероятно их просто сносят, а может и правда эхо войны… кто знает. Зато Вторую мировую они до сих пор чтят и в конце пешеходного арбата даже есть Вечный огонь.
Город безопасен – мы гуляли и вечером, и глубокой ночью, все спокойно и чинно. Правда ближе к вечеру город вымирает, а после 11 уже невозможно найти работающий магазин или ресторан.
Местная валюта – конвертируемая марка, курс к евро – 2:1 примерно, но все считают именно по ровному соотношению. Евро примут почти везде – на рынке, в гостинице, в ресторане. Сараево совершенно не испытывает проблемы в банкоматах – в каждом здании по 1-3 банкомата, все уличные и работают круглосуточно. Мы бродили по ночному городу, полностью вымершему и с закрытыми магазинами и кафе и думали где тут можно потратить снятые деньги, если ничего не работает))
Теперь о достопримечательностях.
Улица Куюнджилук – торговая улочка в самом центре, куча кафе, палаток с сувенирами, салонов сотовой связи, торговцев жареными каштанами и попрошаек. Даже не знаю, стоит ли советовать там что-либо покупать – если только вам вещь ну очень понравилась. Цены там весьма завышены и, если постараться, то в другом менее туристическом месте можно купить то, что вам нужно, в несколько раз дешевле.
Улица Ферхадия – насколько я понял, это местный арбат: магазины, бутики, кафе и рестораны, но уже без уличной торговли – все весьма солидно. Закрыта для авто. В самом конце улочки вы увидите Вечный огонь, а через дорогу от него – наверное, единственный работающий ночью фастфуд.
Там же находится красивейший Кафедральный собор сердца Иисуса и мечеть Бегова Джамия.
Латинский мост, на котором Гаврила Принцип подорвал Франца Фердинанда, совсем небольшой, пешеходный, буквально 20-30 метров длиной, соединяющий две части города. Довольно быстрая речка Миляцка выглядит весьма симпатично, но по краям реки нет ограждений. Серьезно. Просто клумба с кустами по щиколотку, а учитывая ночные заморозки и январские дожди я даже представить не могу сколько неосторожных пешеходов ежедневно купаются в ледяной воде против своей воли. Зато есть скамейки с откидывающимся сидением, остающиеся в дождь и снег всегда сухими – первый шаг к заботе о жителях столицы.
Прямо за ним увидите внушительное здание Императорской мечети.
Очень советую просто покататься на машине или транспорте по улицам – невероятный контраст между старыми двух-трехэтажными домами и 25этажными панельными «свечками», небольшая сельская улица может незаметно перетечь в крупную четырехполосную дорогу, но больше всего умиляют трамваи: там собраны все модели из Европы, выпускавшиеся за последние 50 лет. И традиционные, знакомые всем чешские трамваи, и узкие квадратные из Вены и еще множество других, которые я не смог опознать.
На дорогах здесь принято моргать дальним светом, предупреждая о полиции и благодарить коротким гудком.
Комментарии