Vladimir

День рождения
24 мая 1984 г.

Сараево - маленькая балканская Прага

Рассказ относится к странам:
Босния и Герцеговина – Сараево
Дата поездки: январь 2016

Если вы надумали ехать в Сараево из Черногории, то советую сделать это через Никшич, и дальше, на северо-запад, через Плевлю и Горажде. Из Бара (приморская Черногория) путь составил ровно 280 километров, а вот время в пути – от 5 до 6 часов. Дорога достаточно сложная, особенно перед границей и после нее, но это с лихвой оправдывается поистине невероятными красотами – путь проходит через каньон реки Пива и нескольких отличных обзорных площадок, где вы сможете безопасно остановиться и спокойно поснимать красоты.

Где-то около Никшича
Где-то около Никшича
Река Пива
Река Пива
и снова целая река Пива...
и снова целая река Пива...

Есть, правда, и один серьезный недостаток – именно здесь не редкость обвал камней с гор – начиная от маленьких и заканчивая внушительными валунами. От них не помогают даже металлические сетки на горах и вы рискуете повредить машину. Совет здесь может быть один: езжайте медленнее, к тому же зимой в горах уже температура около 0 градусов, бывает снег и гололед.

Пограничники-боснийцы весьма милы, и даже спросили как по-русски будет «спасибо», чтобы говорить другим туристам. Но все положительное впечатление мгновенно портится, как только вы отъедете 20 метров от КПП – дороги там, можно сказать, просто нет. Так будет примерно 15 километров и вам жутко не повезет, если вы поедете там после дождя, зато потом вы выезжаете сначала в небольшой поселок, а дальше – на заснеженную горную дорогу, где весь остальной путь проедете практически в гордом одиночестве. Я несколько раз думал, что свернул куда-то не туда и еду в заброшенный городок, а не в столицу – мне не верилось, что на дороге может за час встретиться всего несколько авто.

Первое впечатление от Сараево неоднозначное – ощущение, что попал в 90 годы в провинциальный российский городок, а кто был в Екатеринбурге, незамедлительно узнает очертания района Вторчермет: советские сооружения немыслимых форм, разбавленные робкими попытками построить на югославской основе что-то современное из стекла и бетона. Тем не менее, город весьма приветлив, не отталкивает и имеет даже несколько действительно высоких небоскребов помимо несуразно высоких жилых «свечек», которые в России привыкли видеть 16-этажными. А вот что действительно напрягает – это густой смог. Местная боснийка рассказала нам, что город находится в низине и такая проблема там довольно частое явление. Сильного дискомфорта это не вызывает, но фотографировать мешает сильно.

Сараево, набережная
Сараево, набережная
Латинский мост
Латинский мост

Второе впечатление у вас появится, как только вы попадете в старый город – милые невысокие дома, расписанные барельефами, с отбившейся штукатуркой – словно вы попали в Питер или совсем неухоженную Прагу. Боснийцы весьма неплохо стерли все видимые признаки недавней войны, хотя пару разрушенных зданий мы увидели. Сложно сказать, вероятно их просто сносят, а может и правда эхо войны… кто знает. Зато Вторую мировую они до сих пор чтят и в конце пешеходного арбата даже есть Вечный огонь.

Сараево - маленькая балканская Прага

Город безопасен – мы гуляли и вечером, и глубокой ночью, все спокойно и чинно. Правда ближе к вечеру город вымирает, а после 11 уже невозможно найти работающий магазин или ресторан.

Местная валюта – конвертируемая марка, курс к евро – 2:1 примерно, но все считают именно по ровному соотношению. Евро примут почти везде – на рынке, в гостинице, в ресторане. Сараево совершенно не испытывает проблемы в банкоматах – в каждом здании по 1-3 банкомата, все уличные и работают круглосуточно. Мы бродили по ночному городу, полностью вымершему и с закрытыми магазинами и кафе и думали где тут можно потратить снятые деньги, если ничего не работает))

Не факт, что правильно перевел, но вероятно это городской рынок
Не факт, что правильно перевел, но вероятно это городской рынок
Сараево - маленькая балканская Прага
Рождественский базар и аттракционы
Рождественский базар и аттракционы
Сараево - маленькая балканская Прага

Теперь о достопримечательностях.

Улица Куюнджилук – торговая улочка в самом центре, куча кафе, палаток с сувенирами, салонов сотовой связи, торговцев жареными каштанами и попрошаек. Даже не знаю, стоит ли советовать там что-либо покупать – если только вам вещь ну очень понравилась. Цены там весьма завышены и, если постараться, то в другом менее туристическом месте можно купить то, что вам нужно, в несколько раз дешевле.

Сараево - маленькая балканская Прага

Улица Ферхадия – насколько я понял, это местный арбат: магазины, бутики, кафе и рестораны, но уже без уличной торговли – все весьма солидно. Закрыта для авто. В самом конце улочки вы увидите Вечный огонь, а через дорогу от него – наверное, единственный работающий ночью фастфуд.

Сараево - маленькая балканская Прага

Там же находится красивейший Кафедральный собор сердца Иисуса и мечеть Бегова Джамия.

Сараево - маленькая балканская Прага

Латинский мост, на котором Гаврила Принцип подорвал Франца Фердинанда, совсем небольшой, пешеходный, буквально 20-30 метров длиной, соединяющий две части города. Довольно быстрая речка Миляцка выглядит весьма симпатично, но по краям реки нет ограждений. Серьезно. Просто клумба с кустами по щиколотку, а учитывая ночные заморозки и январские дожди я даже представить не могу сколько неосторожных пешеходов ежедневно купаются в ледяной воде против своей воли. Зато есть скамейки с откидывающимся сидением, остающиеся в дождь и снег всегда сухими – первый шаг к заботе о жителях столицы.

Прямо за ним увидите внушительное здание Императорской мечети.

Очень советую просто покататься на машине или транспорте по улицам – невероятный контраст между старыми двух-трехэтажными домами и 25этажными панельными «свечками», небольшая сельская улица может незаметно перетечь в крупную четырехполосную дорогу, но больше всего умиляют трамваи: там собраны все модели из Европы, выпускавшиеся за последние 50 лет. И традиционные, знакомые всем чешские трамваи, и узкие квадратные из Вены и еще множество других, которые я не смог опознать.

На дорогах здесь принято моргать дальним светом, предупреждая о полиции и благодарить коротким гудком.

14 янв 2016 3210


Комментарии