Татьяна Щербакова

День рождения
29 сентября 1991 г.
О себе

Я поклонница испанской культуры, и даже полгода училась в Севильском университете. Некоторые места посетила по долгу своей журналистской службы. Сейчас живу в Риме, потому что влюбилась в итальянца :)

Дата поездки: май 2014

В Севастополе я отдыхала со своим итальянским парнем Андреа (он очень уж хотел увидеть, что же на самом деле происходит в Крыму), а посему я задалась идеей показать ему самые красивые места города, в котором, стыдно признаться, и сама была почти что первый раз. Моя инициативность каждый день разбивалась о нашу общую лень, - пока проснешься, пока оденешься, пока поешь — и вот уже вечер, и выбираться за город становится проблематично.

Тем не менее, в один прекрасный день мы собрались с силами и поехали в Балаклаву — именно этот район все мои знакомые единодушно называли самым потрясающим местом Севастополя.

Около 60 лет назад Балаклава была самостоятельным городом, сейчас она считается частью Севастополя — но, надо сказать, частью довольно обособленной, чтобы добраться до нее — нужно пересечь километры пустоши и сменить два автобуса. От центра можно сесть на любой транспорт, который едет до конечной остановки «5-ый километр», по времени ехать туда минут 25. Далее нужно пересесть на 9-ую маршрутку и ехать еще минут 15 до остановки «Площадь 1го мая». И, наконец, она.

Окрестности Севастополя - Балаклава и мыс Фиолент

Морская прогулка и музей холодной войны

Балаклава это, в первую очередь, красивейшая бухта, которая со всех сторон окружена скалами, так, что выход в море скрыт от глаз туристов. По приезду мы сразу кинулись кататься на яхте, дело было к вечеру, и все они стояли пустые. Зазывалы на морские прогулки объяснили нам, что билет стоит 200 рублей, но нужно дождаться других желающих кататься, только тогда лодка тронется. В радиусе пары километров туристов, на наш взгляд, почти не было, поэтому мы согласились заплатить 600 рублей на двоих за получасовую экскурсию только для нас. На катере нас было четверо — собственно мы, водитель судна и экскурсовод. Судя по всему, мы все-таки нехило переплатили, потому что оба сотрудника туристического судна чуть ли не целовали нам руки, приносили воды, стоило мне только облизать губы, и одеяла, стоило мне только поежиться. А, может, это просто местное гостеприимство.

Прогуливаясь по воде, мы узнали, что Балаклаву открыли для посещений только в 90-х, до этого времени она была секретной, потому что в период «Холодной войны» здесь построили подземный завод по ремонту подводных лодок. Экскурсовод показал нам скалу, где находился этот легендарный завод в связке с страшным «Объектом 820» - местом, где проходили работы по сборке советских ядерных боеприпасов и подготовка их к применению. Сейчас здесь музей «Холодной войны» (неофициальное название), и попасть туда можно каждый день с 9 до 17 за символическую цену в 150 рублей ( а для студентов даже 75). Важно только помнить, что в подземелье довольно прохладно, и ваш организм может капризно отреагировать на переход с палящего солнца в помещение, где температура редко переваливает за +16. Запаситесь куртками, в общем.

Окрестности Севастополя - Балаклава и мыс Фиолент

Крепость Чембало, дельфины и виды из фильма "Дом Солнца"

Потом мы вышли в море, и моя челюсть медленно поползла вниз. Солнце светило очень ярко, море казалось бесконечным и переливалось, а я не могла отделаться от мысли, что где-то это уже видела (как оказалось, в фильме Гарика Сукачева «Дом солнца», который снимался как раз в Балаклаве). И еще — ШОК — вокруг нас плавали дельфины! Они не боялись лодок и иногда даже выпрыгивали из воды, и для меня это было как сказка, надеюсь, и вам повезет увидеть их. Экскурсовод тем временем, рассказывал нам о древней крепости «Чембало», построенной аж в 14 веке, и сейчас, по большей части, пребывающей в состоянии руин. Тем не менее, даже в этом состоянии, она остается главной достопримечательностью Балаклавы. Мы решили подняться туда после экскурсии.

По набережной шли вдоль сотен катеров, из-за которых город часто сравнивают с Монте-Карло. На небольшую высоту мы поднялись по лестнице, далее шел длинный подъем по скале - достаточно пологий, чтобы безопасно пройти его взрослому человеку, но слишком крутой для девушек на каблуках, типа меня. Вообще, я бы не рискнула забраться туда даже в шлепках, поэтому всем настоятельно советую ехать в Балаклаву в спортивной обуви.

Таким образом, нам с Андреа и другим неподходяще обутым неудачникам ничего не оставалось, кроме как прогуливаться по высоте, куда мы уже поднялись. Впрочем, это было не такая уж плохая идея, мы снова вышли к морю (уже пешком, прогуливаясь по горам), снова встретили дельфинов, понаделали фотографий, увидели рыбаков и даже людей, устраивающих здесь пикники. В целом, очень красивая местность.

Рыбные рестораны Балаклавы и цены

Ну, места местами, но через какое-то время захотелось есть. Надо сказать, в Балаклаве это вообще не проблема, тут и там стоят прекрасные рыбные ресторанчики, готовые предложить блюда из только что прибывшего улова. Султанка, луфарь, черноморская акула катран, ставридка, окунь… У меня были сложности с тем, чтобы перевести эти названия своему иностранному бойфренду, и, в конце концов, я просто заказала ассорти. Едальню выбрали подальше от самой бухты, полагая, что затерянные в балаклавских улочках рестораны, будут менее туристическими и более дешевыми. Тот, что выбрали мы, находится на улице параллельной берегу, прямо у гостиницы “Рыбацкая слобода”. Была рыба, вино, теплый салат с морепродуктами, чебуреки с сыром и зеленью, что-то еще и все вместе обошлось нам в 650 рублей. Это был конец мая 2014, если брать в расчет цены в Крыму на тот момент, хороший обед на двоих, стоил тогда в районе 700 рублей. И это был, конечно рай.

Суммируя, могу отметить, что собираясь в Балаклаву, лучше всего:

1) Запастись терпением (дорога в одну сторону займет минут 45) и не перепутать номера маршруток и троллейбусов

2) Оставить босоножки на каблуках и сланцы дома, и обуть кроссовки.

3) Прихватить с собой курточку, кофточку, пиджак, чтобы не мерзнуть при посещении местного “Музея холодной войны”

Вот, собственно, и все. Мы вернулись домой поздно вечером и на следующий же день отправились исследовать новое место.

А вот и новое место - мыс Фиолент

На пути к "Божьей стране"

В мае в Крыму было тепло, но не жарко, и периодически улицы Севастополя накрывал непродолжительный дождик, так что у нас с Андреа не было времени на тестирование многочисленных пляжей города. Мы хотели сразу поехать на лучший и, желательно, не слишком людный. С этим нехитрым запросом мы обратились к местным, которые сразу посоветовали забыть о городских пляжах и отправиться в Фиолент.

Так мы узнали об этом удивительном мысе, который иногда еще называют мысом Святого Георгия, из-за стоящего в окрестностях Свято-Георгиевского монастыря. Скалы мыса - это остатки древнего вулкана, а само название объясняется тысячей версий. Лично мне нравится считать, что “Фиолент” это греческое выражение, означающее “Божья страна”.

Добраться до этой “божьей страны” можно от той же конечной остановки “5-ый километр”, где нужно сесть на любую маршрутку, идущую до Фиолента. Судя по публике в авто, место, куда мы ехали, было малоизвестно, по крайней мере, мы не заметили ни одного туриста, - всю маршрутку составляли дачники и бабули, по-видимому, возвращающиеся с рынка. Нужно обязательно попросить водителя, чтобы притормозил на “Царском селе”, потому что такого понятие как “официальная остановка” здесь просто не существует. Вас высадят не у моря - придется еще минут десять идти по частному поселку, в котором большинство фасадов домов выходят в огород. Еще тут куча особняков, с прямо-таки неприступными заборами и видеонаблюдением, впрочем, когда вы доберетесь до мыса, вы поймете почему сильные мира сего выбрали для застройки именно этот клочок земли.

Да что тут говорить, посмотрите на эти фотографии.

Лучший пляж Севастополя

Надо заметить, что "Царское Село" не единственное место, где есть спуск к пляжам мыса. Говорят, что также можно доехать до самого монастыря - там вас будет ждать отличная каменная лестница, или выйти на остановке “Каравелла” - но тут уже на свой страх и риск, так как спуск сложный, и кое-где нужно будет лезть, придерживаясь за веревку. Я к такому экстриму была не готова даже ради лучшего пляжа в округе.

В "Царском селе" спуск пологий, а в конце есть длинная лестница и два отличных пляжа. Между ними стоит небольшое кафе (видимо, люди там, все-таки бывают). Кафе работало даже в мае, насколько я поняла, его владелец там же на пляже и живет, у него была вполне обустроенная для жизни палатка. Слева был большой пляж, где отдыхало несколько семей (некоторые тоже с палатками), а вот справа - никого. Мы полезли, конечно же, на пустынный пляж. Там чисто и много высоких камней, за которыми можно уединиться.

Левый пляж, который мы с Андреа прозвали "семейный"
Наш пляж, ставший на время "нудистским"
Окрестности Севастополя - Балаклава и мыс Фиолент

Под конец скажу только, что мыс, где мы отдыхали, - одно из красивейших мест Земли, и там обязательно нужно побывать. И не бойтесь потрястись в маршрутках - и Балаклава, и Фиолент определенно стоят этой маленькой жертвы.