Алёша Синицын

О себе

Путешественник, политолог, арт-критик, куратор, блогер. Странствую по миру, смотрю по сторонам, люблю дорогу и новые города.

Путешествуем по Марокко: транспортный вопрос

Рассказ относится к странам:
Марокко
Дата поездки: сентябрь 2013

Марокко - страна, созданная для неспешных путешествий на наземном транспорте. Благодаря такому стилю и ритму путешествия легко погружаешься в атмосферу страны, в жизнь населяющих ее людей. К тому же только передвижение наземным транспортом даст вам возможность сполна насладиться великолепными пейзажами Северо-Западной Африки.

Проехав по Марокко почти 4000 км, мы использовали все основные виды транспорта этой страны. Здесь я расскажу об особенностях каждого из них - эта информация будет полезна всем, кто готовится к путешествию по Магрибу.

Поездка на гранд-такси в Марокко. flickr.com / scalino
Поездка на гранд-такси в Марокко. flickr.com / scalino

Городской транспорт

Такси

Такси, или petit-taxi («маленькие такси») в Марокко огромное количество. Будьте готовы к тому, что вам на каждом шагу будут сигналить и назойливо предлагать свои услуги. Таксопарк состоит в основном из старых иномарок. Узнать такси не составит труда, так как для каждого города определен свой цвет машин, например, в Касабланке – красный, а в Тетуане – желтый.

Есть два варианта проезда – либо вы платите заранее обговоренную сумму, либо платите по счетчику. Мы предпочитали именно первый вариант, так как наслышаны о том, как марокканцы любят разводить туристов. Хотя приходилось ездить и со счетчиком, но без всякого обмана. Рекомендую заранее договариваться о цене – это исключит риск переплаты по счетчику. Обычно поездка по городу нам обходилась в 10-20 дирхамов за двоих в зависимости от расстояния.

Городское такси в Марокко. flickr.com / axelrd
Городское такси в Марокко. flickr.com / axelrd

Советы:

  • Следите, чтобы таксист подключил вам отдельный счетчик.
  • Торгуйтесь! Таксисты изначально озвучивают сильно завышенную сумму.
  • Фиксируйте заранее обговоренную сумму на бумаге, в случае если таксист запросит по окончании поездки большую сумму (такое бывает), у вас будет хоть какое-то доказательство.
Стоянка такси. flickr.com / ayyur
Стоянка такси. flickr.com / ayyur

Автобусы

В больших городах есть маршруты, но, судя по всему, городские автобусы – не самый популярный вид транспорта. Ходят автобусы довольно редко, выглядят очень старыми. Остановки располагаются достаточно далеко друг от друга. Стоимость проезда – 3-4 дирхама.

Трамваи

Трамваем мы пользовались в Касабланке – на нем стоит проехаться как на местной достопримечательности. Трамваи в Касе новомодные, быстрые, практически бесшумные и очень удобные. Остановки такие же футуристические, как и сами трамваи. На табло можно увидеть отсчет времени до прибытия трамвая.

Трамвай в Касабланке. flickr.com / magharebia
Трамвай в Касабланке. flickr.com / magharebia

Чтобы попасть на остановку, нужно приобрести билет в специальном автомате (билет стоит 8 дирхамов) и приложить к турникету. Имейте для покупки билетов мелочь – однажды мы не могли купить билет, так как у нас были только крупные купюры. К счастью, одна добрая девушка безвозмездно приобрела для нас билеты и показала, как это делать.

Двери трамвая не автоматические - чтобы их открыть, нужно нажать специальную кнопку. При выходе с остановки необходимо снова приложить билет к турникету.

Междугородний транспорт

Гранд-такси

Гранд-такси осуществляет сообщение между городами Марокко, пригородами и районами. Как и petit-taxi, имеют свой цвет (например, в Касабланке – бежевые, а в Тетуане – синие) и марку (старые «мерседесы»). Цена поездки между городами фиксированная и зависит от расстояния, но поторговатья стоит, так как таксисты любят называть цену повыше. Мы ездили из Уэд-Лау в Шефшауэн и Тетуан за 20-30 дирхамов.

Гранд-такси отправляются только тогда, когда наберется полная машина, то есть 6 пассажиров. Соответственно, цена делится между всеми пассажирами. Стоимость гранд-такси по городу – от 6 дирхамов.

Гранд-такси в Марокко. flickr.com / jetsetjim
Гранд-такси в Марокко. flickr.com / jetsetjim

Маршрутки

Есть в Марокко и привычные нам маршрутки – ездят они обычно в пригороды или ближайшие соседние города. В маршрутках есть кондуктор и зазывала одновременно, он «впихивает» по пути всех желающих, даже если нет места. Мы ездили на такой маршрутке из Асилы в Лараш примерно за 15 дирхамов на человека. Остановка находится на трассе за городом – узнать о ней лучше у кого-то из местных.

Маршрутка. flickr.com / bgblogging
Маршрутка. flickr.com / bgblogging

Автобусы

Во всех крупных городах есть вокзалы, откуда отправляются автобусы во множестве направлений. Часть более высокая цена означает повышенную комфортабельность автобуса, но это правило не всегда срабатывает, так как стоимость билета бывает завышенной. Стоимость билета зависит от расстояния – из Танжера в Шефшауэн мы добирались за 50-60 дирхамов.

Особенность продажи билетов в Марокко в том, что кассиры не сидят на месте, а бегают по всему вокзалу, зазывая и буквально отлавливая пассажиров. С ними можно поторговаться, у них же можно узнать расписание.

Если едете на дальние расстояния, выбирайте комфортабельные автобусы с кондиционером. Однако будьте готовы к неприятным неожиданностям – автобусный парк Марокко довольно старый, и обещанный кондиционер в автобусе может не работать. Поэтому лучше ищите офис автобусной компании CTM – билет будет дороже в среднем на 20 %, зато вам гарантирован комфорт. Именно автобусами CTM в основном и ездят туристы.

Комфортабельный автобус CTM. flickr.com / Bexleybus
Комфортабельный автобус CTM. flickr.com / Bexleybus

Совет: если вы путешествуете с велосипедами, как мы, то у вас могут возникнуть проблемы с их перевозкой. CTM не берут велосипеды в багаж, так как они могут испортить сумки других пассажиров. Сотрудники компании требуют сложить велосипеды и упаковать их в чехлы – только таким образом они согласны взять велосипеды в багаж. Другие перевозчики тоже не особенно рады такого рода багажу: кто-то требует открутить передние колеса, кто-то вообще отказывается из-за отсутствия места.

Вообще перевозка велосипедов сопряжена с разного рода неудобствами. Во-первых, за велосипеды стараются содрать приличную сумму – обычно с ходу называют 50 дирхамов за каждый велосипед. Нужно торговаться – мы платили примерно 10 – 20 дирхамов за один велосипед. Во-вторых, сам процесс сдачи велосипедов в багаж – нужно убрать все, что может сломаться в поездке. В-третьих, велосипеды не всегда доезжают в целости и сохранности: как минимум, вас ждут царапины на раме, но могут произойти и более серьезные неполадки.

Поезда

На поездах мы ездили всего 2 раза – из Касабланки в Марракеш и Асилу. Оба раза во втором классе. Удовольствие не из приятных: придется довольствоваться минимальным количеством свободного пространства в «резиновом» вагоне, попросту говоря, даже сесть некуда будет. Прибавьте к этому жару, духоту, давку и шум – орущих детей, ругающихся женщин. На каждой остановке каким-то образом в, казалось бы, уже переполненный вагон влезает еще с десяток человек.

Вокзал в Марракеше. flickr.com / davidstanleytravel
Вокзал в Марракеше. flickr.com / davidstanleytravel

Когда мы ехали в Марракеш, мы еще не знали, что нам предстоит. Полные энтузиазма, мы вошли в вагон, но свободных мест не оказалось. Пришлось располагаться на полу тамбура. С одной стороны, это удобно – проникает свежий воздух, можно наслаждаться видами. С другой стороны, возникают неудобства, когда кто-нибудь пытается выйти на остановке или, наоборот, войти. Само собой, поезд стоит две минуты - все спешат и толкаются. Так мы ехали четыре часа. Кто-то спит прямо на полу, кто-то слушает музыку, сидя у подножки вагона.

Дорога в Асилу была просто адом: ко всему вышеперечисленному прибавьте то, что нас буквально вытеснили в туалет вагона. Ко всему прочему, дверь вагона по какой-то причине не открывалась и не было совершенно никакой вентиляции. Миазмы, застоявшийся воздух, запахи сотен тел и пять часов на ногах в полуобморочном состоянии – наверное, нас спас только веер, который мы прихватили из дома.

В общем, советуем брать билеты в первый класс, которые стоят 164 дирхама, если только вы не поклонник такой романтики и не жаждете приобщиться к жизни простых марокканцев.

Марокканские поезда.  flickr.com / philstephenrichards
Марокканские поезда. flickr.com / philstephenrichards

Самолеты

Самолетами мы не пользовались, так как это слишком дорогой транспорт. Внутренние перелеты совершает авиакомпания Royal Air Maroc, лоукостеров и конкурентов нет, поэтому цены на билеты крайне высоки.

В города Марокко летают многие европейские лоукостеры, поэтому можно совсем недорого долететь до марокканских городов. Например, EasyJet и Ryanair совершают множество рейсов в главные марокканские города из любых точек Европы. Если повезет, то можно купить билеты всего за 20-50 евро! Это самый бюджетный способ попасть в Марокко, правда, для этого нужно находиться в Европе.

12 фев 2015 4365


Комментарии